Посмотреть статью в интерактивном режиме с картами >>

В январе 1942 года на Ванзейской конференции в Берлине было принято решение об уничтожении евреев Европы. Вслед за этим в эстонской политической полиции был создан специальный по примеру гестапо отдел Б-IV, руководил которым Юлиус Эннок. На территории Эстонии было создано около 20 концентрационных лагерей для уничтожения евреев.

После того, как «еврейский вопрос» в Эстонии был решён, эстонские полицейские части были задействованы для ликвидации евреев, привозимых из стран Европы, в частности из Чехии.

Ягала — Калеви-Лийва

Калеви-Лийва — местность в волости Йыэляхтме уезда Харьюмаа. В 1942-43 годах нацисты убили здесь от 3 до 6 тысяч евреев, привезённых из стран Центральной Европы, а также цыган и советских военнопленных.

5 сентября 1942 года на станцию Раазику прибыл первый поезд с бывшими узниками гетто Терезиенштадт. 29 сентября прибыл эшелон с евреями из Франкфурта-на-Майне и Берлина. Специально для депортированных был продуман и транспорт. Депортированные ехали в комфортабельных купейных вагонах, специально покупая для этого билет. Людям обещали, что они будут трудиться в лагерях для Рейха, а пожилые смогут получить должный уход. Но осознание того, что это западня наступила едва ли не сразу же по прибытию на станцию. На перроне их уже ожидала резделение на трудоспособность: молодые, сильные —  в одну сторону. Дети, старики и те, кто не подходил на трудовые работы — в другую. Путь первых шел в специально соданный немцами лагерь для «воспитания и труда», а вторых вели на песчаные дюны Калеви-Лийва, где раньше был полигон. Там немцы создали место для массовой бойни.

Расстрелы в Калеви-Лийва продолжались и в 1943 году — известно, что весной фашисты убили здесь около 50 цыган, 25 взрослых из лагеря Харку и 25 детей из эстонских детдомов. Весной 1943 года место расстрелов было замаскировано: местность была выровнена и засажена лесом. Массовые захоронения были обнаружены в 1961 году.

Концлагерь Ягала закончил работу в сентябре 1943 года. В том же месяце Лаак и Герретс, заметая следы, решили убить медсестру Ганку Дубову, которая слишком много о них знала. Расстрел Дубовой и её соседей по комнате стал, вероятно, последним убийством в овраге Калеви-Лийва. Позднее появились предположения о том, что выстрелы над оврагом продолжали звучать и после советской оккупации 1944 года, однако, как свидетельствует выданная архивариусом филиала Эстонского госархива Пеэтером Вальясом справка, никаких доказательств этого не было.

Узников-евреев Ягала вновь транспортировали: сначала в Гамбург, затем в Штуттхофф, потом в концлагерь Берген‑Бельзен. Оттуда их в апреле 1945 года освободила британская армия. Из тысяч привезённых в Эстонию людей выжили лишь 45 женщин.

В 2002 году установлен памятник чешским, польским и немецким евреям, в 2007 году — убитым здесь цыганам. (Талис)

 

Станция Раазику. С неё началось деление прибывших евреев из Европы на трудоспособных и не трудоспособных. Источник: "Под грифом Judenfrei: Холокост на территории оккупированной нацистами Эстонии 1941-1944, 2009"

Станция Раазику. С неё началось деление прибывших евреев из Европы на трудоспособных и не трудоспособных.
Источник: “Под грифом Judenfrei: Холокост на территории оккупированной нацистами Эстонии 1941-1944, 2009”

В отличие от других лагерей и гетто, узников здесь не пересчитывали. Окрестный лес глушил звук от выстрелов. Песчаная почва быстро впитывала кровь чешских и немецких евреев. Пулемётами строчили с осени 1942 года по весну 1943 года. То пулеметы затихали, то строчили вновь в зависимости от новой партии обреченных. Туда везли всех: больных и здоровых евреев и цыган с любого уголка Европы. Трудоспособные узники были отправлены в Таллиннскую Батарейную тюрьму. (Кац и Зданкевич, “Под грифом Judenfrei: Холокост на территории оккупированной нацистами Эстонии 1941-1944”, 2009)

16 марта 1943 года Герман Геринг издал указ восстановить сланцевую промышленность Эстонии в интересах немецкой военной машины. Генрих Гиммлер приказал основать в Эстонии лагеря, в которые можно было бы поместить ввезённую в Эстонию необходимую рабочую силу. В Вайвара был создан центральный концлагерь, куда уже в сентябре 1943 года начали свозить евреев из гетто Вильнюса и Каунаса. В Вайвара был создан своего рода распределительный пункт, откуда заключённых рассылали по трудовым лагерям, разбросанным по Вирускому уезду. Восстановить точный перечень лагерей оказалось невозможным, однако, по всей вероятности, в Вируском уезде они находились в Аувере, Азери, Эреда, Илинурме, Йыхви, Кивиыли, Кохтла, Кукрузе, Кунда, Куремяэ, Нарве, Нарва‑Йыэсуу, Путка, Сака, Сланцах, Сонда, Вайвара (два лагеря) и в Вийвиконна. Концентрационный лагерь был в Лагеди, частью системы была и Таллиннская тюрьма. Если ко всем вышеперечисленным лагерям применимо понятие «концлагерь», то в 1942‑1944 годах в Эстонии была также два «лагеря смерти»: Клоога и место проведения казней Ягала — Калеви-Лийва.

Клоога

Вход в концлагерь Клоога, охрану которого нес 287-й эстонский полицейский батальон. В 1943-1944гг. сюда были доставлены несколько тысяч евреев из гетто Каунаса, Вильнюса, концлагеря Саласпилс в Латвии и Трансильвании. Когда в сентябре 1944 г. части Красной Армии неожиданно для вермахта прорвались почти к самому лагерю, почти все узники были уничтожены. Эстонские полицейские принимали непосредственное участие в расстреле 2000 заключенных Источник: Copyright © 1997, The Simon Wiesenthal Center

Вход в концлагерь Клоога, охрану которого нес 287-й эстонский полицейский батальон.
Источник:  The Simon Wiesenthal Center

Концентрационный лагерь Клоога, называемый немецкими властями «рабочим лагерем организации “Тод”», был создан в сентябре 1943 года. Располагался он в 44 километрах от Таллинна, в волости Кейла, неподалёку от портового города Палдиски и дачного места Клоога-Аэдлинн, что в переводе означает «Клоога сад-город». Летом, в довоенный период, это место популярным у жителей столицы в связи с богатым хвойным лесом и недалёким от тех мест чистым побережьем Балтийского моря.

При создании лагеря немцы приняли решение о вырубке соснового бора в районе Клоога, а сам лагерь обнесли забором из проволоки высотой 2,4 метра, построили охранные вышки, на которых работали полицейские подразделения. (Протокол Прокуратуры Эстонской ССР о осмотре концлагеря Клоога, 1944). Один из трех крупнейших трудовых лагерей на территории Эстонии. Был построен летом 1943 года в качестве дополнительного лагеря при системе Вайвара. В Клоога содержалось приблизительно 3000 заключенных, прибывших в августе-сентябре 1943-го из Вильнюсского гетто, немного меньше — из Каунасского гетто, а также около сотни советских военнопленных. (Энциклопедия Катострофы. Клоога)

На площади лагеря были расположены жилые бараки, где проживали заключенные, а также ряд мастерских и лесопильный завод. На должностях мастеров и вспомогательного персонала здесь работали наёмные рабочие из местных жителей. Поэтому режим в лагере был не столь жестоким, как в других местах. Табличка на воротах предупреждала о том, что при приближении посторонних лиц к лагерю у часового имеется разрешение стрелять без предупреждения и на поражение. Правило касалось и заключённых лагеря. (Протокол Прокуратуры Эстонской ССР о осмотре концлагеря Клоога, 1944)

По состоянию на 26 июня 1944 года, здесь было на учёте 2186 человек. Это были люди различных национальностей, однако преимущественно еврейской. Арестованы они были по разным идейным соображениям.

Возрастной состав заключённых был конкретизирован: в лагере Клоога были подростки до 13 лет и старики старше 70 лет. Среди узников лагеря были представлены люди 47 профессий [Приложение 5], но немцы использовали рабочих не по их профессиям, а лишь на тяжёлом физическом труде. В Клоога проводились разного рода тяжелые работы. Рабочие использовались и для строительства инфраструктуры лагеря. Всеми работами руководили немецкие солдаты из организации «Тод». Не редкостью было то, что в лагерях происходили избиения. Надсмотрщики позволяли себе издевательства над заключенными. Узники считались рабами, в которых надо уничтожать человеческий облик. В этих целях узникам лагерей присваивались личные номера, называли их не по именам, а по конкретным номерам.

В результате стремительного наступления Красной Армии немцы, отступая, на оставляемой ими территории спешно ликвидировали концентрационные лагеря путем перевода части заключенных в другие лагеря, а большею частью заключенные расстреливались и сжигались. В конце августа месяца с.г. с приближением линии фронта к столице советской Эстонии — Таллинну были ликвидированы все лагеря, за исключением лагеря Клоога, куда съехалось и все начальство концлагерей в Эстонии во главе с их начальником гауптштурмфюрером Бреннайзеном.

Красная Армия отвоёвывала обратно Эстонию быстрее, чем ожидали немцы. У них не было времени, чтобы собрать и эвакуировать всех узников лагеря. Свидетели рассказывали, что 19 сентября 1944 года в 5 часов утра заключённых выстроили перед женским бараком на перекличку. Им было объявлено, якобы их будут эвакуировать в Германию. Для подготовки к эвакуации отобрали 300 мужчин, им поручили переносить брёвна на лесную поляну в километре от лагеря. После полудня заключённым дали суп, затем приказали вновь выстроиться. У выходов из лагеря стояли грузовики. Примерно в 4 часа дня шестеро мужчин, вызванных из строя, погрузили на один из них две бочки бензина или дизельного топлива.

Клоога, Эстония. Трупы заключенных, которых не успели кремировать. Источник: Еврейский музей Эстонии

Клоога, Эстония. Трупы заключенных, которых не успели кремировать.
Источник: Еврейский музей Эстонии

Примерно в 17 часов в лес стали конвоировать по 50-100 узников. Им было приказано лечь на подготовленные поленья лицом вниз, им стреляли в затылок. Когда образовывался целый ряд трупов, на них вновь клали поленья, поверх них — опять людей. Образовалось три таких костра по 3-4 пласта. Их облили горючим и подожгли. Ещё один костёр остался незадействованным. Отблески огня виднелись примерно до 8 часов вечера.

Спастись смогли примерно 45-50 человек, максимум 80. Они пятеро суток прятались на чердаке мужского блока, прежде чем осмелились выйти. Особо отважные по ночам подбирали кусочки хлеба на плацу и добывали воду. (Вястрик, 2001)

Мемориал в Клоога, открытый в 2014 году. Видео: © Ari Angervo, YouTube

Концлагеря системы Вайвара

Вайвараская система — система концлагерей в Вируском уезде с центром в Вайвара и «филиалами» в Азери, Эреда, Кунда, Нарве, Сонда, Лагеди, Вийвиконна и других местах (более 20 концлагерей), созданных в 1943 году.

Для нацистской Германии 1943 год стал годом неудач. Весной того года восстание в Варшавском гетто продемонстрировало немцам, на что евреи способны с оружием в руках. Окружение и гибель под Сталинградом армии под командованием генерала Паулюса окончательно разрушали миф о непобедимости германского Вермахта. Надежды немцев заполучить нефтяные месторождения у Каспийского моря рухнули, и им пришлось искать другие источники топлива.

В связи с этим 16 марта 1943 года рейхсмаршал Герман Геринг отдал секретный приказ о восстановлении промышленности по добыче и переработке сланца в Эстонии. С рабочей силой вопрос не стоял: 21 июня по распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера началась ликвидация гетто на территории Белоруссии и стран Прибалтики. Живые узники были отправлены в трудовые лагеря.

Значок полицая, найденный на территории лагеря Вайвара. Фото: EJA

Значок полицая, найденный на территории лагеря Вайвара.
Фото: EJA

Местечко Вайвара располагалось примерно в 20 км к западу от Нарвы, в центре сланцевого бассейна Эстонии. Именно там в августе 1943 года был создан лагерь, выполнявший роль распределительного пункта. Среди узников, помимо евреев, были русские, поляки, чехословаки, немцы, литовцы и эстонцы. Узники становились рабочей силой концерна Kontinental Öl AG, на котором из сланца производили моторное масло и бензин. Некоторые из лагерей основывались вблизи шахт и сланцеперерабатывающих предприятий, другие — по мере строительства стратегических объектов. Вся система подчинялась инспектору Главного экономико-административного управления концлагерей СС (SS-Wirtschafts-Verwaltungshauptamt). К осени 1943 сеть лагерей расширилась, опутав весь северо-восток Эстонии и окрестности Таллинна.

Вайвараский комплекс представлял из себя 20 разных трудовых лагерей. Главный лагерь находился в Вайвара, и он использовался прежде всего для распределения прибывающих узников по трудовым лагерям. Наиболее важными трудовыми лагерями были лагеря в Кивиыли, Кунда, Нарва и Эреда, а также Клоога неподалёку от Таллинна.

Воспоминания Нисана (Нисима) Анолика: «Лагерь Вайвара был самым главным… Он был окружён двойной колючей проволокой. На каждом краю лагеря стояли будки, где находились охранники с пулемётами. В 8 километрах находился лагерь Фификона. Место было очень болотистым, болото доходило до колен. Там стариков клали в болото совершенно голыми и избивали до смерти». (Талис, 2015)

Лагерь охранялся полицейскими батальонами, сформированными из эстонцев и русских, а также немцами, служившими в организации «Тод». Комендант концлагеря Вайвара, гауптштурмфюрер СС Ганс Аумайер, прибывший сюда из Аушвица (Освенцима), служил в концлагерях с 1939 года. Главой администрации лагеря был Отто Бреннайс. В 1948 году Аумайер был осуждён в Польше и казнён.

Концентрационный лагерь Кивиыли Источник: http://eja.pri.ee/Gallery1/displayimage.php?pid=3388

Концентрационный лагерь Кивиыли
Источник:  Еврейский музей Эстонии

По воспоминаниям Агнесс Лангебраун, служащей железнодорожной станции Вайвара, «эшелоны с “перемещёнными гражданами” из Польши, Чехословакии и Литвы обычно прибывали на станцию ночью. Тех, кто не дожил до конца пути, выбрасывали с вагонов на платформу, грузили в фургоны и везли в крематорий». (Метус, 1993)

Сразу уничтожались только те, кто не годился для работы: старики, больные и дети. Всего в ходе селекций было уничтожено около тысячи евреев. Остальные были задействованы в качестве рабов.

Зимой 1943-44 гг. погибло около 20% узников системы лагерей. Этому поспособствовали недоедание, тяжёлые условия труда и вспыхнувшая эпидемия тифа. К середине 1944 года умерли по меньшей мере 1500 евреев, ещё столько же было отправлено на смерть в другие лагеря в других странах. В июле началась постепенная эвакуация. В её ходе массово казнили нетрудоспособных и тех, кого не было времени эвакуировать. Завершилась она убийством 2 тысяч евреев в Клоога 19 сентября 1944 года.

Всего через ворота лагеря Вайвара прошло более 20 тысяч евреев. Большинство из них были узниками гетто в Ковно и Вильно; также были узники из Латвии, Польши, Венгрии и лагеря Терезиенштадт. Вайвара был одним из последних лагерей, построенных во время войны, и просуществовал с августа 1943 по февраль 1944 года.

Бараки концентрационного лагеря Кивиыли Источник: Еврейский музей Эстонии

Бараки концентрационного лагеря Кивиыли
Источник: Еврейский музей Эстонии

Воспоминания Маши Гринбаум, находившейся в 1943-1944 гг. в концлагерях Кивиыли и Нарва: «Поначалу я хотела убивать немцев, теперь ненависть немного угасла. Теперь я просто не хочу ни с одним немцем находиться в одном помещении. Даже с молодыми. Я просто встаю и выхожу вон. К эстонцам я не испытываю ненависти — видимо, благодаря той эстонской крестьянке, на поле которой мы работали два дня и которая сварила нам большой котёл картошки. Эту эстонку я всегда упоминаю всем иностранным журналистам, которые выражали желание выслушать мою историю».  (Талис, 2015)

Конвой №73

В период с 1942 по 1944 год из французского концентрационного лагеря Дранси были отправлены 78 эшелонов, в которых свыше 60 тысяч евреев были вывезены в концентрационные лагеря в Польше (в основном, в Освенцим).

Самый крупный эшелон с депортированными евреями из Европы прибыл в мае 1944 года. Конвой №73 привез в Прибалтику 878 французских евреев из концлагеря Дранси. Из них около 300 человек были доставлены в Батарейную тюрьму в Таллинне. Из всей группы выжили чуть более 20 человек, направленных в лагерь Ласнамяэ, остальные были убиты.

«Около десяти дней нас продержали в Батарейной тюрьме, потом — посадили на грузовики и развезли по лагерям. Мне выпало восстанавливать разрушенные взлетно-посадочные полосы военного аэродрома на Ласнамяэ. Не уверен, что мне удалось бы остаться в живых, если бы не помощь старших товарищей по несчастью. Один из них взял шефство надо мной, относился ко мне как к родному сыну. Я буквально шаг за шагом следовал его указаниям — благодаря этому, пожалуй, и сумел выжить в лагерных условиях».  (Кац, «Мне удалось выжить по стечению обстоятельств…», 2010)

Батарейная тюрьма в Таллинне. Тут содержались французские евреи. Фото: М. Рыбак

Батарейная тюрьма в Таллинне. Тут содержались французские евреи.
Фото: Марк Рыбак

По рассказам выживших людей из злополучного «Конвоя №73», автор Эве Лин Блум-Черчевский, написала книгу по собранным рассказам и собственным исследованиям под названием «We Are 900 Frenchmen». «Эта книга не похожа ни на что другое, прочтённое вами когда-либо. Подобного вы не найдете у обычного издателя. Простейшие инструменты и методы были взяты на вооружение в рамках этой работы, как описано ниже», — рассказывает автор книги. (Blum)

В 1994 году, к 50-летней годовщине депортации «Конвоя №73» из Дранси, ассоциация «Сыны и дочери депортированных евреев Франции», возглавляемая Сержем Кларсфельдом, воспользовалась недавно восстановленной независимостью Литвы для того, чтобы предпринять путешествие в память о жертвах концентрационных лагерей, располагавшихся в Восточной Европе, включая Каунас (бывший Ковно) в Литве и Таллинн (бывший Ревель) в Эстонии.