В годы, предшествовавшие вхождению Эстонии в состав СССР, в республике проживало порядка 4,5 тысяч евреев, большинство из них, 2,2-2,3 тысячи, — в Таллинне. Крупные общины также располагались в городах Тарту (около 1,000), Валга и Пярну (приблизительно по 250 человек). После прихода к власти большевиков серьезнейшим ударом для еврейской общины стала массовая депортация 14 июня 1941 года (около 400 человек). Тем не менее, в советский период значительная часть евреев поддерживала действующую власть, что послужило дополнительным орудием разжигания антисемитских настроений во время последующей нацистской оккупации.

Во время немецкой оккупации большинство евреев жило в Таллинне, Тарту и Пярну. Репрессии в отношении эстонского еврейства осуществлялись отрядом особого назначения айнзацкоманды 1А (Sonderkommando 1a). Помощь немецким войскам в репрессиях оказывали специально отобранные отряды из числа местных жителей, получившие название Omakaitse (эст. «Самооборона»), айнзацгруппы «A», войска CC (сокр. от нем. “отряды охраны”), местная политическая полиция, полиция безопасности. (Марипуу, Уничтожение эстонских евреев в местных тюрьмах и лагерях до 1941-1942 гг.)

На последних возложил обязанность по «очищению» страны от евреев 10 сентября 1941 года штандартенфюрер СС Мартин Зандбергер, командир айнзацкоманды 1A. Приказ был согласован с начальником Зандбергера, командиром айнзацгруппы A бригадефюрером Вальтером Шталекером.


Айнзацгруппы – нацистские спецподразделения СС, в задачу которых входило выявление и уничтожение евреев на оккупированных территориях.


Впрочем, и до издания приказа коллаборационисты убили практически всех оставшихся в Тарту (около 40-50 человек) и Пярну евреев. [Приложение 4] Общая тыловая чистка проводилась сразу после захвата страны германскими войсками по приказу военных властей. В основном расстрел производили немцы, местные были надсмотрщиками и вспомогательной силой.

В Эстонии, в отличие от Латвии и Литвы, не устраивали погромов и не создавали гетто. В отношении задержанных полиция проводила расследование и проверяла принадлежность к еврейской национальности. Несмотря на усилия оккупационных властей, спонтанных проявлений антисемитизма в стране не возникало, как следует из отчёта айнзацгруппы «A» от 12 октября.

К 20 сентября был составлен список евреев, остававшихся в Таллинне. Задержанных евреев-мужчин отправляли в Батарейную тюрьму, а женщин и детей — в концлагерь Харку. Все они впоследствии были убиты, но где это произошло — неизвестно.

Подготовку к расстрелам историк Меэлис Марипуу описывает так: «Полиция безопасности передавала в тюрьму документы о смертных приговорах, перед расстрелом начальник тюрьмы или его заместитель передавал списки дежурному заместителю начальника охраны, а тот, в свою очередь, переправлял приговорённых в камеры смертников. Наутро арестованных забирали, раздевали до нижнего белья, их руки связывали за спиной, а их самих — друг с другом по 10-15 человек. Этим занималась специальная команда политической полиции и представители полиции безопасности. Сверив списки, спецкоманда увозила смертников в грузовиках за город и расстреливала. Так к 6 октября были расстреляны две трети евреев Таллинна». (Марипуу, Холокост эстонских евреев и эстонцы, авг.-сент. 2001)

В отчёте айнзацгруппы «A» от 15 октября 1941 года говорилось, что исключение было сделано только для врачей и членов юденрата.


Юденрат (нем. Judenrat), еврейские советы, по приказу немцев организованные в еврейских общинах в оккупированных нацистами странах Европы. Юденраты несли ответственность за проведение нацистской политики по отношению к евреям.


Приказы об арестах отдавал сам Зандбергер или его заместители. Формальным следствием занималась немецкая политическая полиция, она же выносила приговор. Однако Марипуу упоминает, что приговор был заранее предопределён, и за его вынесением следила немецкая полиция безопасности.

Из эстонцев, по данным Марипуу, к массовым убийствам были причастны начальник политической полиции Роланд Лепик (расстрелян нацистами в декабре 1941), офицер по особым поручениям капитан Александер Коолмейстер (Тарту), главный фельдфебель немецкой полевой комендатуры Фриц Гизен (Тарту), капитан Виллем Райд (Пярну), капитан Аркадий Валдин (Пярну), сотрудник политической полиции Эрвин Викс (Таллиннская тюрьма).

Эстонская полиция безопасности и командир SD Мартин Зандбергер вынуждены были отметить в своём годовом отчёте, что среди эстонского народа расистские настроения «очень слабо развиты». Несмотря на это, нацистам удалось убить почти всех эстонских евреев (за исключением 3‑5 человек) в течение четырёх месяцев (с конца августа до декабря) 1941 года. Исключений не делали никому.

31 января 1942 года начальник полиции безопасности и СД в своём донесении уведомил Берлин, что «Эстония уже полностью очищена от евреев» – «judenfrei». Так Эстония стала первой в Европе страной, где «окончательное решение еврейского вопроса» было осуществлено.

Карта Эстонии, на которой обозначены
места убийств евреев в 1941-1944 гг.

Чтобы сместить область просмотра, зажмите левую кнопку мыши и перетащите изображение.
Нажимайте на метки карты для подробной информации.

magendovid– места, где убивали эстонских евреевtriangle– место массовых убийств евреев, привезенных из Европыbox= концентрационные (так называемые “трудовые”) лагеря

Карта составлена по данным авторов “Под грифом “Judenfrei”” и Игоря Талиса.